Патогенез
Факторы риска развития ЗПР подразделяются на 3 группы:
- медико – биологические
- наследственные
- социальные
Несмотря на большое количество исследований, патогенез различных форм ЗПРР изучен мало. Имеет место влияние вредоносных факторов на различные отделы ЦНС, отвечающие за формирование когнитивных, эмоционально-волевых функций и речепродукции, что приводит к замедленному их формированию или выпадению.
В настоящее время предложено несколько концепций патогенеза ЗПРР:
нейроморфологическая, биохимическая, генетическая и др.
- Нейроморфологическая теория: Морфологическое основой ЗПР выступает негрубое поражение голоного мозга. В результате воздействия повреждающих факторов в процессе нейроонтогенеза формируется незрелая нервная система, которая работает на заниженном уровне, в некотором смысле аномально. В литературе этот феномен упоминается как концепция «иного» мозга. Задержка темпов миелинизации (созревания нервных волокон) приводит к избыточному «растеканию»процесса возбуждения – его генерализации, то ведет к вовлечению дополнительных структур ЦНС при обработке входящей импульсации, что формирует симптомы пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности.
- Биохимическая (нейрохимическая) теория: Формируется дефект обмена медиаторов в виде снижения концентрации дофамина, норадреналина, адреналина , серотонина в синаптической зоне. Катехоламиновая иннервация участвует в работе основных центров высшей нервной деятельности (ВНД)- торможении и активации эмоциональной и двигательной активности, контроля системы внимания и оперативной памяти. В пользу нейрохимической концепции говорит и успешный результат применения психостимуляторов, которые являются катехоламиновыми антагонистами при лечении поведенческих проявлений ЗПР. Нарушается взаимодействие коры, стволовых и срединных образований головного мозга, что способствует извращению инстинктов и влечений, а это в свою очередь ведет к нарушению поведения.
- Генетическая теория: Сторонники генетическое теории предполагают наличие врожденной неполноценности систем мозга в области фронтальной коры и базальных ганглиев, которые отвечают за внимание и моторный контроль.
Среди различных авторов имеются расхождения относительно важности наличия поврежденного нейрофизлогического субстрата. Специалисты в области воспитания и педагоги склонны игнорировать или преуменьшать значение этого фактора.