Профилактика ЗПРР
Диагноз ЗПРР появляется в медицинской карте чаще всего ближе к 3-4 годам, либо уже тогда, когда ребенок сталкивается непосредственно с проблемами в обучении. Диагноз ДЦП зачастую также устанавливается на уже поздних этапах (на втором и третьем году жизни). А ведь при своевременно и грамотно построенном плане диспансерного наблюдения за ребенком, при проведении обследования до момента появления симптомов ЗПРР и (или) ДЦП, а также коррекционно-педагогической и медицинской помощи возможно частичное и даже полное преодоление данного отклонения в развитии. Диагностику вы можете пройти в нашем центре CORTEX, и на её основе получить рекомендации по коррекции проблем именно вашего ребёнка.
Основными этапами профилактики (диспансерного наблюдения) при ЗПРР являются:
• Регулярные осмотры неврологом, а при необходимости другими специалистами (педиатром, психологом, психиатром, логопедом, дефектологом) в 1,3,6,9,12 месяцев, 1.5 и 2 года.
• ЭЭГ (электроэнцефалография), проведенная на раннем этапе развития (в 1,6,12 месяцев), которая наглядно может определить задержку созревания нервных клеток.
• Когнитивные вызванные потенциалы, соматосенсорные, слуховые и зрительные вызванные потенциалы — по показаниям
• Нейроиммунологическое исследование крови и определение компенсаторного потенциала нервной системы ребенка являются необходимыми методиками, позволяющими определить нарушение неврологического развития на еще доклинической стадии заболевания.
Огромное значение имеют максимально благоприятные условия для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, и конечно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.
В первую очередь, необходимо показать новорожденного неврологу. Сегодня, как правило, всем детям после 1 месяца необходимо быть на обследовании у этого специалиста. Многие получают направление прямо из роддома. Даже если и беременность, и роды прошли идеально, ваш малыш прекрасно себя чувствует, и нет ни малейшего повода для беспокойства - не поленитесь и посетите врача.
На основании, проведенных исследований возможно сосавить дальнейший план наблюдений за ребенком, возможность медикаментозного и немедикаментозного лечения в нашем центре, а также развивающих занятий с логопедом-дефектологом, нейропсихологом уже на ранних этапах развития (до 1.5-2 лет). При необходимости проводятся курсы массажа, лечебной физкультуры, кинезиотерапии, физиотерапии.
Помимо посещения врачебных кабинетов, можно выделить несколько моментов, касающихся взаимодействия родителей с детьми, которые также являются необходимыми для нормального и полноценного развития ребенка. Составляющие общения с малышом знакомы каждой заботливой маме и настолько просты, что мы даже не задумываемся об их колоссальном влиянии на растущий организм. Это телесно-эмоциональный контакт с малышом. Телесный контакт подразумевает под собой любое прикосновение к ребенку, объятия, поцелуй, поглаживание по голове. Так как в первые месяцы после рождения у малыша очень сильно развита тактильная чувствительность, телесный контакт помогает ему ориентироваться в новой для него обстановке, чувствовать себя более уверенно и спокойно. Малыша обязательно нужно брать на руки, ласкать его, гладить не только по головке, но и по всему телу. Прикосновение нежных родительских рук к коже малыша позволит ему сформировать правильный образ своего тела, адекватно воспринимать пространство вокруг себя. Приёмам массажа вас обучат наши специалисты – реабилитолог-кинезиотерапевт и массажист.
Особое место отводится контакту глаз, который является основным и самым эффективным способом передачи чувств. В особенности, конечно, это касается младенцев, которым пока недоступны иные средства общения и выражения эмоций. Добрый взгляд снижает тревожность у малыша, действует на него успокаивающе, придает чувство защищенности. И, конечно, очень важно все свое внимание уделять малышу. Некоторые полагают, что, потакая капризам младенца, вы тем самым балуете его. Это, конечно же, не так. Ведь маленький человечек настолько неуверенно чувствует себя в совершенно незнакомой ему обстановке, что ему постоянно требуется подтверждение того, что он не одинок, он кому-то нужен. Если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно скажется впоследствии. Стоит ли говорить, что малыш с теми или иными нарушениями в развитии нуждается в тепле маминых рук, ее ласковом голосе, доброте, любви, внимании и понимании в тысячу раз больше своих здоровых сверстников.