Вспомогательное лечение
Логопедическая коррекция
Логопедическая коррекция включает диагностику степени речевых нарушений, ежедневные занятия, направленные на улучшение речевой функции и логопедический массаж для коррекции различных видов дизартрии и дисфагии.
Максимально эффективная коррекция речевого дефекта у детей с ЗПР возможна лишь при комплексном подходе к ней. Комплекс занятий логопеда включает в себя формирование артикуляционной и мелкой моторики, развитие общей моторики, мимической мускулатуры, правильного речевого дыхания, просодики, зрительного, слухового, тактильного внимания, фонематического восприятия и памяти, мышления. Применение различных игровых приемов, разнообразие дидактического материала способствуют сохранению интереса ребенка на протяжении занятия. Все упражнения, даже физические паузы отражают лексическую и звуковую тематику. Подготовка к обучению грамоте у детей с ОВЗ проходит в традиционной форме на основе метода звуко-буквенного анализа, а у детей с тяжелыми формами недоразвития речи (алалией, ЗРР, РДА) выработка навыков коммуникации происходит быстрее с помощью письменной речи, поэтому логопед использует в своей работе приемы методики «глобального чтения». Эта методика обучения чтению реализуется даже не в качестве обучения детей грамоте, а как двигающая сила в развитии вербальной речи у неговорящих детей.Само обучение чтению не является процессом, заканчивающим развитие «неговорящих» детей. Наоборот, их развитие выходит на совершенно новый уровень. Овладение письменной речью – это отправная точка их дальнейшего развития. Когда навык чтения и понятийный аппарат ребёнка сформированы, можно считать, что ребенок подготовлен к усвоению общеобразовательной программы, что в свою очередь является ступенькой к социализации и интеграции «особого» ребёнка в общество, на что и направлена вся коррекционно-развивающая работа логопеда в МЦ CORTEX.
Метод аудиовокальных тренировок RUS TOMATIS ©
Инновационный метод французского врача А. Томатиса основан на стимуляции головного мозга, назначается детям с задержкой психоречевого развития, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, аутизмом и расстройствами аутистического спектра, алалиями и другими речевыми нарушениями. Предлагаемый нами метод результат новейших научных исследований в сфере физиологии, психологии человека, физики звука и обширного опыта применения методик звуковой психокоррекции в Европе, США, и теперь уже в России. Через специальные наушники, в которые встроен вибратор костной проводимости, ухо получает воздушные и костные звуковые стимуляции. Различные заранее заданные настройки (электронные переключения между потоками, задержки, частотные фильтры, латеральность и другие, запрограммированные в лаборатории с помощью специального оборудования эффекты) позволяют создать целые комплексы упражнений для мышц среднего уха. Таким образом, улучшается концентрация внимания и в мозг поступает информация. В качестве материала для звуковой обработки используются произведения классической музыки.
Оказываемые эффекты:
При задержке речи и развития: | - лучшая расшифровка и анализ звуковых сигналов - ускорение развития речи, правильного произношения звуков - возрастает скорость умственного развития - улучшение внимания, памяти - улучшение навыков общения - улучшение моторных функций. |
При СДВГ: | - развитие функций мозжечка и вестибулярного аппарата - развитие энергетического потенциала мозга, как следствие – снижение активности - развитие контроля - развитие избирательного внимания |
При аутизме и расстройствах аутистического спектра: | - ослабление симптомов - развивается включенность в жизнь и общение - развивается речь, лучшее понимание речи - уменьшается гиперчувствительность к звукам, тактильным ощущениям, всему новому - уменьшаются гневные, тревожные реакции, страхи и стереотипное поведение - происходят изменения со вкусом, улучшается восприятие еды - улучшаются социальные навыки: смотрят в глаза, следуют инструкциям, инициируют контакт, могут стать более нежными |
При синдроме Дауна | - улучшение слуховых и речевых навыков (используют больше слов, улучшается речь) - улучшается координация - улучшается сон - дети становятся более сговорчивыми, улучшается концентрация внимания, выполняют инструкции |
При ДЦП | - улучшение моторики, координации - ускорение реабилитации, хорошо использовать в комплексе лечебных мероприятий |
При эмоциональных проблемах | - снижение депрессии - уменьшение тревожности, страхов - коррекция нарушений сна - снижение неуверенности - снижение агрессивности |
При заикании | - уменьшение проявлений |
Для дошкольников, школьников / учащихся | - улучшение когнитивных навыков и познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) - помощь при дислексии, диспраксии, дискалькулии - развитие речи - развитие навыков письма, чтения, счета - улучшение навыков коммуникации - увеличение уверенности в себе - увеличение творческого потенциала - увеличение мотивации к учебе |
Аудиовокальная терапия RUSTOMATIS предполагает использование музыки Моцарта, вальса и Григорианских песнопений. Вследствие контрастности, непредсказуемым изменениям интенсивности звука и ухо находится в состоянии "удивления" и мозг учится обрабатывать информацию. Наушники специальной конструкции обеспечивают передачу звуковых колебаний посредством как воздушной, так и костной проводимости.
Таким образом, аудиовокальная терапия помогает при следующих нарушениях: -проблемы слуха; -речевые расстройства; -нарушение концентрации внимания; -аутизм; -моторно-двигательные расстройства.
Являясь развивающим приемом, этот метод: качественно улучшает творческий потенциал; улучшает динамику в развитии ребенка; работает с фонематическим слухом; помогает повысить способность к обучению у пациентов любого возраста; способствует безболезненной социальной адаптации; увеличивает способность мозга к восприятию информации; влияет на развитие концентрации внимания; улучшает память.
Нейропротективная терапия
При церебрально–органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система головного мозга, что вносит в психическое состояние пациента различные астенические состояния, проявляющиеся в виде повышенной нервно–психической истощаемости. Поэтому важной составляющей реабилитационного комплекса в МЦ CORTEX является нейропротективная терапия - лечебный процесс, не только способствующий защите пострадавшей группы нейронов, но и обеспечивающий ее дальнейшее функционирование. Нейропротекция направлена на сохранность внутринейронального обмена нейротрансмиттерных систем, которые во многом регулируются митохондриальным комплексом и всем генетическим аппаратом ядер нейронов.
Нейропротекторы — это цитопротекторные лекарства, действие которых обеспечивается коррекцией мембраностабилизирующего, метаболического и медиаторного баланса. Нейропротекторным действием обладает любое вещество, защищающее нейроны от гибели. В последние десятилетия многие исследователи отметили особые свойства фармацевтических препаратов, созданных на основе пептидов: их высокую терапевтическую активность. Препараты пептидной структуры характеризуются адресностью, высокой эффективностью, органотропностью, совместимостью со всеми методами и способами лечения, оптимальной фармакокинетикой, отсутствием побочных эффектов.
С нейропротективной целью для регулирования интегративной деятельности мозга в центре применяется лимфомежклеточная терапия, позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер. Для наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантным действием в центре используется методика эндоназального электрофореза кортексина, что также позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга.
Психологическая помощь
Нейропсихологическая и патопсихологическая диагностика и коррекция нарушений (занятия с клиническим психологом) включают:
+ Клинико-психологические методы - сбор психологического анамнеза жизни и заболевания, знакомство с родителями и ребенком, выслушивание жалоб, первичная психодиагностика на основе общения и поведения ребенка.
+ Патопсихологическая диагностика: исследование внимания, памяти, мышления, эмоционально-личностной сферы ребенка.
+ Нейропсихологическая диагностика: исследование латеральных предпочтений, моторной и сенсорной ассиметрии, общей осведомленности, познавательных, речевых, мнестических, интеллектуальных функций.
+ На основе этого составляется экспериментально-психологическое заключение.
+ Подбирается индивидуальная психокоррекционная программа для конкретного ребенка на основе полученных данных - при синдроме раннего детского аутизма коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, самостоятельности, формирование социальной активации. У детей с задержкой психического развития, коррекционная работа направлена на стимуляцию их познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, контроля, оптимизацию мнестических и интеллектуальных функций.
+ Прогностический этап: выдаются дальнейшие рекомендации родителям.
Адаптация детей с нарушениями в психическом развитии связана с умственными и эмоционально-личностными особенностями, поэтому своевременная психологическая помощь является важным звеном системы реабилитации. Правильно подобранные методы психологической помощи оказывают положительную динамику интеллектуального и личностного развития детей. Психологическая реабилитация направлена на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции в зависимости от возможностей ребенка.
Транскраниальная и трансвертебральная микрополяризация
В качестве основного лечебного комплекса при наличии противопоказаний к биофизической активации используется микрополяризация (Direct Current Stimulation) - метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние всей нервной системы через воздействие на область черепа или позвоночника небольшими разрядами тока (микротоками), в результате методика практически не имеет противопоказаний и безопасна. В основе клинического применения микрополяризации (МП) лежат фундаментальные исследования о влиянии постоянного тока на нервную ткань. Термин "микрополяризация" объединяет в себе параметры постоянного тока, используемые для проведения процедур - микротоки, и механизм действия микротока, приложенного к нервной ткани (поляризация клеточной и синаптической мембраны).
Малая площадь электродов и их четкая локализация в зависимости от патологии, которую лечит врач (различные зоны коры головного мозга:фронтальная, моторная, височная и др.) или сегменты спинного мозга:поясничный, грудной, шейный), позволяет сохранить узкую направленность воздействия на головной и спинной мозг, что делает метод высокоэффективным.
В результате улучшаются функции мозга: память, зрение, слух, нормализуется сон, развиваются и улучшаются двигательные функции, улучшаются речевые навыки.
Метод открывает массу возможностей для лечения детей. Микрополяризация эффективна при ДЦП, различных дегенеративно-дистрофических процессах, последствиях нейроинфекций головного мозга, неврозах, энурезе, расстройствах психо-речевого развития. Благодаря воздействию током удаётся значительно улучшить речь, причём процесс коррекции существенно ускоряется. Хорошо поддаются восстановлению и слуховые функции при сенсоневральной тугоухости. Микрополяризацияв детской практике позволяет корректировать такие распространенные нарушения, как гиперактивность, агрессия, импульсивность, синдром дефицита внимания, проблемы обучения. У ребёнка улучшается память, усиливается внимание, развивается мелкая моторика, активизируется мышление, лучше усваивается новая информация. Независимо от патологии, которую корректируют с помощью этого метода, у детей обычно улучшается настроение, они становятся намного спокойнее, восприимчивее, уравновешеннее.
Возникает много вопросов в отношении применения процедур микрополяризации при эпилепсии. В особенности остро стоит этот вопрос, учитывая, что все известные широко методы электрического воздействия на мозг, в частности электросудорожная терапия, магнитная стимуляция, транскраниальная электростимуляция и прочие, категорически при эпилепсии противопоказаны. Вместе с тем, микрополяризация имеет существенные отличия от остальных методик. Дело в том, что здесь воздействие происходит током постоянным и сверхслабой силы - меньше 1 милиампера, что по силе сравнимо с собственными электрическими процессами человеческого мозга. То есть он не оказывает прямого опасного стимулирующего действия. Проще говоря, микрополяризация помогает усиливать работу собственной, так называемой, антиэпилептической системы мозга.Это позволяет помогать маленьким пациентам с ДЦП и ЗПРР, при наличии эписиндрома или эпиактивности на ЭЭГ.
Метод является абсолютно безопасным и не имеет побочных действий. Однако, как и для любого лечения, существует ряд противопоказаний для проведения процедуры. Сюда относятся системные заболевания крови, наличие злокачественных опухолей, гипертония, простудные и инфекционные болезни (особенно, сопровождающиеся высокой температурой), повреждения кожи в области воздействия, а также некоторые другие заболевания. Проведение микрополяризации головного мозга хорошо сочетается с логопедической коррекцией, занятиями с психологом, развивающими занятиями, массажем, лечебной физкультурой. Это сочетание способствует лучшей адаптации нервной системы к проводимым воздействиям, а также к суммации положительных воздействий используемых методов.
В МЦ CORTEX процедура микрополяризации производится специально обученным врачом – неврологом при помощи сертифицированного аппарата для микрополяризации "Реамед-Полярис", разработанного в институте реабилитации "Возвращение" г. Санкт-Петербург (патент РФ №2122443 от 01.07.97).
Курс включает обычно 10 процедур ежедневно ил через день. Продолжительность процедуры занимает от 20 минут (первая процедура) до получаса. Процесс не вызывает никакого дискомфорта и абсолютно безболезненный. Детки во время сеанса могут смотреть мультфильмы, играть, рисовать и т. д. В период проведения процедур не рекомендуется прием нейротропных лекарственных препаратов (ноотропы, сосудистые препараты).
Микрополяризация позволяет добиться положительных изменений уже через несколько процедур, но максимальный эффект можно ожидать через полтора-три месяца после завершения курса.
Выделяют 3 варианта эффекта микрополяризационной терапии:
1. В течение курса с последующим пролонгированным действием до 3 месяцев.
2. Отсроченный эффект- после курса через 1 неделю с развитием в течение 3 месяцев.
3. Накопительный – эффект от лечения проявляется только через 2-3 курса.
Учитывая общее состояние и полученные результаты, повторный курс лечения рекомендуется через 3-6месяцев. Между проводимыми курсами неврологом обычно назначается поддерживающая нейропротективная терапия для восполнения энергетического дефицита улучшения деятельности головного мозга.
Подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит»
Уже несколько лет в лечебном процессе в МЦ CORTEX применяется уникальная разработка Центра авиакосмической медицины - подошвенный имитатор опорной нагрузки «Корвит», применяемый для нейрофизиологической регуляции стато-кинетической функции ЦНС.
Прибор стал важным средством реабилитации детей в МЦ CORTEX и уникален тем, что позволяет имитировать показатели физического воздействия на стопу при ходьбе – величину давления, временные характеристики (длительность импульса, интервалы между воздействиями на пяточную и плюсневую опорную зоны и интервалы между воздействиями на правую и левую ноги). Основными показаниями к применению имитатора опорной нагрузки стали:
- реабилитации моторных нарушений, связанных со снижением или длительным отсутствием опорных нагрузок;
-моделирование сенсорного образа ходьбы в режиме физиологической, закреплённой в эволюции циклограммы ходьбы;
-потенцирование рефлекторных механизмов шага;
- применения в комплексном лечении неврологии и реабилитации
В основе терапевтического воздействия аппарата «Корвит» лежит процесс активации опорной афферентации, отвечающей за нормализацию процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что приводит к уменьшению спастичности мышц, развитию и закреплению функциональных связей в головном мозге, способствующих восстановлению координации движений,
Именно поэтому «КОРВИТ» с его принципом пневмомеханического давления на соответствующие опорные зоны стопы с помощью специальных пневмокамер, необходим для детей с задержками в психическом и речевом развитии при отсутствии двигательных нарушений . Аппарат обеспечивает возникновение импульса и поступление его к коре мозжечка, позволяя формировать навыки речи и восприятия окружающего мира .
Биоакустическая коррекция
Биоакустическая коррекция (БАК) - это инновационный метод воздействия на структуры головного мозга с помощью специальной компьютерной программы, способной преобразовывать сигналы мозга, полученные из электроэнцефалограммы человека, в звук. Во время сеанса пациент в буквальном смысле слушает «запрограммированную музыку» своего мозга. Но самым главным является то, что при обратном воздействии звука на нейроны мозга происходит непроизвольная саморегуляция организма, что можно наблюдать в режиме реального времени при помощи электроэнцефалограммы.
Биоакустическая коррекция мозга объединила в себе новейшие технологии нейротерапии и биоуправления.
Метод был разработан нейрофизиологами Института Экспериментальной Медицины Российской академии медицинских наук (РАМН) в Санкт-Петербурге.
Показания к применению метода биоакустической коррекции (БАК) у детей:
- нарушения психического развития (задержка умственного развития, умственная отсталость, аутистический синдром);
- нарушения речевого развития (дизартрия, дислалия, ОНР, алалия, дисграфия, дислексия);
- синдром дефицита внимания и гиперактивностью;
- неврозоподобные нарушения (тики, энурез);
- последствия органического поражения головного мозга, черепно-мозговых травм и др.
Как известно, мозг управляет практически всеми процессами в нашем организме. Биоакустическая коррекция позволяет восстановить нормальную работу мозга, в случае если по каким-либо причинам она нарушена.
Основные преимущества метода БАК:
- немедикаментозное, неинвазивное лечение функциональных расстройств центральной нервной системы;
- отсутствие привыкания, побочных эффектов, не требует адаптации;
- отсутствие возрастных ограничений, легко переносится детьми;
- хорошая совместимость и ускорение других видов лечения при комплексном походе,
- позволяет снизить, а в ряде случаев полностью исключить медикаментозую нагрузку;
- измеримость воздействия в режиме он-лайн: каждая процедура БАК проходит под контролем записи ЭЭГ, что дает возможность объективно оценивать эффективность проводимого лечения;
- непроизвольность воздействия: активируются естественные процессы самовосстановления, без какого-либо активного участия со стороны пациента. Все что нужно - «слушать работу собственного мозга»;
- индивидуальный подход: воздействие осуществляется сигналом, согласованным с эндогенной активностью мозга конкретного пациента в режиме реального времени.