Клинические формы
Первичные формы ЗПР
- ЗПР конституционального происхождения (психический инфантилизм):
- Гармоничный инфантилизм
- Дисгармоничный инфантилизм
- Врожденная субдебильность:
- Малоодаренные дети
- Конституционально глупые
- Салонное слабоумие
- ЗПР психогенного происхождения
- ЗПР соматогенного происхождения
- Соматогенный инфантилизм
- Соматогенная астения
- ЗПР церебрально–органического
- Тормозимый тип
- Неустойчивый тип
- Энцефалопатическая форма
- Церебрастенический вариант
- Неврозоподобный вариант
- Гиперкинетический (психомоторный) вариант
- Аффективный вариант
- Психопатоподобный вариант
- Эпилептиформный вариант
- Апатико–адинамический вариант
- ЗПР при сенсорной депривации (слепота, глухота, глухонемота).
Существует общепринятая классификация К.С. Лебединской, в основе которой лежит причина возникновения задержки психического развития, то есть классификацию можно считать этиологической.
1. ЗПР конституционального происхождения. По-другому данный тип можно называть – гармонический инфантилизм. У детей данного типа наблюдается:
- Эмоционально – волевая сфера находится на более ранней ступени развития.
- Мотивы зависят от эмоций (хочу делаю, хочу нет).
- Повышенный фон настроения.
- Непосредственность и яркость эмоций.
- Легкая внушаемость.
- Незрелость личности ребёнка.
- Нет своей жизненной позиции (склонен часто менять точку зрения)
- Задержка развития проявляется не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Такие дети: маленькие, щупленькие.
Данный тип редкий, из – за этого сложно диагностируемый, но в отличии от других типов, легкий и может пройти к концу обучения в начальной школе.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью (аллергия, врождённые пороки развития, неврозы и т.д). Любые физиологические недостатки сопровождаются и психическими отклонениями.
У детей данного типа наблюдается:
- Неуверенность в своих поступках
- Боязливость (такие дети могут бояться отвечать у доски, брать на себя любую ответственность)
- Низкий уровень коммуникативной сферы.
- Кроме медикаментозного лечения такие дети нуждаются и в психологической поддержки со стороны семьи и педагогов.
3. ЗПР психогенного происхождения. Данный этап связан с неблагоприятными условиями воспитания. Неблагоприятные условия окружающей среды неблагоприятно влияют на психику ребенка и могут привести к стойким сдвигам психологической сферы. Такие дети очень ранимы, неуверенные в себе, у них могут наблюдаться фобии и неврозы.
4. ЗПР церебрально – органического происхождения. Более 90% - дети такого типа. Данный тип очень сложно корректируемый. У детей данного типа наблюдается: инфантильное или демонстративное поведение; критичность суждений; низкий уровень развития познавательной и эмоциональной сферы. Дети отстают в программе по обучению.
Наиболее яркие клинические признаки ЗПР:
- Незрелость эмоционально-волевой сферы
- Нарушение внимания
- Нарушение восприятия
- Особенности памяти
- Проблема речи
- Отставание в развитии всех форм мышления
ВНИМАНИЕ!
ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
- 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
- 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
- 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
- 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
- 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
- У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты.
В результате сбоев в работе ЦНС может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.
Аутичные черты в поведении ребенка:
- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
- Непонимание обращенной речи – тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов.