Клинические формы

На сегодняшний день можно выделить следующие классификационные критерии: первичность и вторичность нарушений, дизонтогенетическая (аномалии развития) или энцефалопатическая форма, в патогенезе преобладание мотивационных нарушений или нейродинамических – когнитивных.

Первичные формы ЗПР
  • ЗПР конституционального происхождения (психический инфантилизм):
  • Гармоничный инфантилизм
  • Дисгармоничный инфантилизм
  • Врожденная субдебильность:
  • Малоодаренные дети
  • Конституционально глупые
  • Салонное слабоумие
Вторичные формы ЗПР
  • ЗПР психогенного происхождения
  • ЗПР соматогенного происхождения
  • Соматогенный инфантилизм
  • Соматогенная астения
  • ЗПР церебрально–органического
  • Тормозимый тип
  • Неустойчивый тип
  • Энцефалопатическая форма
  • Церебрастенический вариант
  • Неврозоподобный вариант
  • Гиперкинетический (психомоторный) вариант
  • Аффективный вариант
  • Психопатоподобный вариант
  • Эпилептиформный вариант
  • Апатико–адинамический вариант
  • ЗПР при сенсорной депривации (слепота, глухота, глухонемота).

Существует общепринятая классификация К.С. Лебединской, в основе которой лежит причина возникновения задержки психического развития, то есть классификацию можно считать этиологической.

1. ЗПР конституционального происхождения. По-другому данный тип можно называть – гармонический инфантилизм. У детей данного типа наблюдается:
  • Эмоционально – волевая сфера находится на более ранней ступени развития.
  • Мотивы зависят от эмоций (хочу делаю, хочу нет).
  • Повышенный фон настроения.
  • Непосредственность и яркость эмоций.
  • Легкая внушаемость.
  • Незрелость личности ребёнка.
  • Нет своей жизненной позиции (склонен часто менять точку зрения)
  • Задержка развития проявляется не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Такие дети: маленькие, щупленькие.

Данный тип редкий, из – за этого сложно диагностируемый, но в отличии от других типов, легкий и может пройти к концу обучения в начальной школе.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью (аллергия, врождённые пороки развития, неврозы и т.д). Любые физиологические недостатки сопровождаются и психическими отклонениями.

У детей данного типа наблюдается:
  • Неуверенность в своих поступках
  • Боязливость (такие дети могут бояться отвечать у доски, брать на себя любую ответственность)
  • Низкий уровень коммуникативной сферы.
  • Кроме медикаментозного лечения такие дети нуждаются и в психологической поддержки со стороны семьи и педагогов.

3. ЗПР психогенного происхождения. Данный этап связан с неблагоприятными условиями воспитания. Неблагоприятные условия окружающей среды неблагоприятно влияют на психику ребенка и могут привести к стойким сдвигам психологической сферы. Такие дети очень ранимы, неуверенные в себе, у них могут наблюдаться фобии и неврозы.

4. ЗПР церебрально – органического происхождения. Более 90% - дети такого типа. Данный тип очень сложно корректируемый. У детей данного типа наблюдается: инфантильное или демонстративное поведение; критичность суждений; низкий уровень развития познавательной и эмоциональной сферы. Дети отстают в программе по обучению.

Наиболее яркие клинические признаки ЗПР:
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы
  • Нарушение внимания
  • Нарушение восприятия
  • Особенности памяти
  • Проблема речи
  • Отставание в развитии всех форм мышления

ВНИМАНИЕ!

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.
Признаки задержки психоречевого развития:
  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.
  • У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты.


В результате сбоев в работе ЦНС может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

- Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
- Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
- Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
- Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
- Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
- Непонимание обращенной речи – тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов.

Подать заявку на курс лечения



Заявка на лечение

Контакты

Адрес: ООО "Кортексмед" г. Москва, 129337, Ярославское шоссе, д. 44. Станция метро ВДНХ

Контактные данные: Врач: +7 (495) 409-71-07
Администратор: +7 (495) 407-05-21
E-mail: cortex-msk@mail.ru

Станция метро ВДНХ, последний вагон из центра. Далее одним из видов общественного транспорта:

Автобус - экспресс № 903 до остановки «Федоскинская улица» (рядом с гипермаркетом «Наш»)

Троллейбус № 76 до остановки «Школа № 750»

Маршрутное такси № 333 с логотипом "Ква-Ква Парка".

Или любой общественный транспорт в сторону области. Время в пути составит 10-15 минут. От Ярославского вокзала до платформы Лосиноостровская дорога на электропоезде займет 10-15 минут.

  • Проезд от Аэропорта Домодедово

    В аэропорту Вы садитесь на скоростной Аэроэкспресс, который доезжает до Павелецкого вокзала. Далее садитесь на метро и едете от станции Павелецкая до станции Новокузнецкая, затем пересадка на оранжевую линию станция Третьяковская, едете восемь остановок до станции ВДНХ.
    Расписание Аэроэкспрессов: https://aeroexpress.ru/ru/domodedovo.html

  • Проезд от Аэропорта Шереметьево

    В аэропорту Вы садитесь на скоростной Аэроэкспресс, который доезжает до Белорусского вокзала. Далее садитесь на метро и едете до станции Проспект Мира, затем пересадка на оранжевую линию и едете три остановки до станции ВДНХ.
    Расписание Аэроэкспрессов: https://aeroexpress.ru/ru/sheremetyevo.html

  • Проезд от Аэропорта Внуково

    В аэропорту Вы садитесь на скоростной Аэроэкспресс, который доезжает до Киевского вокзала. Далее садитесь на метро и едете до станции Проспект Мира, затем пересадка на оранжевую линию и едете три остановки до станции ВДНХ.
    Расписание Аэроэкспрессов: https://aeroexpress.ru/ru/vnukovo.html